Светлое Христово Воскресение в обрядах и обычаях западных христиан Сахаров Петр - Мои статьи - Каталог статей - Православная церковь г.Удине
Крестовоздвиженский православный приход РПЦ МП г.Удине Италия  
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [66]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Светлое Христово Воскресение в обрядах и обычаях западных христиан Сахаров Петр

Светлое Христово Воскресение в обрядах и обычаях западных христиан
Сахаров Петр


Нередко приходится слышать, что, якобы, если у православных главный праздник – Пасха, то у католиков – Рождество Христово. Формально это не соответствует действительности. Если мы заглянем в современнуюТаблицу литургических дней в порядке их приоритета (она есть в некоторых богослужебных книгах римского обряда, а также церковных календарях, рассчитанных на священников), то увидим вот что:

1. Священное Пасхальное Триденствие Страстей и Воскресения Господних.

2. Рождество Христово, Богоявление, Вознесение и Пятидесятница.

Таким образом, Рождество оказывается у римо-католиков не просто на втором месте по значимости, но и делит его еще с тремя праздниками. Однако так было далеко не всегда. В древности на Западе, как и на Востоке, вершиной литургического года была Пасха. Но в Средние века Рождество Христово (вместе с продолжающим его Богоявлением) стало постепенно опережать Пасху в сознании верующих. Возможно, не последнюю роль в этом сыграло характерное для средневекового западного христианства усиление внимания к человеческом аспекту личности Иисуса Христа, особо проявившееся, с одной стороны, в культе Младенца Иисуса, а с другой – в усиленном почитании Страстей Христовых, в которое зачастую привносилась доля сентиментальности. В XIV в. Рождество окончательно вышло на первенствующее место в табели приоритетов церковного календаря на Западе, приобретая превосходство над Пасхой. Это проявлялось и в богослужебных предписаниях, и в народном благочестии. Только в середине XX в. (между прочим, еще до II Ватиканского собора) Пасхе в Латинской Церкви было официально возвращено первенство среди праздников. Но в религиозном сознании очень многих верующих в странах Запада Рождество продолжает и сейчас оставаться главным праздником в году.

В свою очередь, почитание Страстей Христа на средневековом Западе в известной мере вытеснило Его Воскресение на задний план. Не то чтобы о Христовом Воскресении там совсем забыли, но его было очень трудно разглядеть за страданиями и смертью Иисуса. Известный фильм Мела Гибсона (сподобившийся беспрецедентной раскрутки со стороны некоторых высших кругов католической иерархии) продолжает ту же традиционную линию избыточной концентрации на страданиях Христа, и хотя за смертью там всё же следует воскресение, ему уделено меньше минуты экранного времени, так что зритель рискует просто его не заметить или не понять, о чем речь.

Справедливости ради следует отметить, что официальная Католическая Церковь, всячески поощряя культ Страстей Христовых, в последнее время стремится, чтобы они воспринимались верующими более целостно (без излишней фиксации на отдельных их элементах), а также не рассматривались в отрыве от Воскресения. Так, в выпущенном Ватиканом в 2001 г. Руководстве по народному благочестию и богослужению говорится: «Нужно показывать верным сущностную взаимосвязь между Крестом и событием Воскресения: Крест и пустой гроб, Смерть и Воскресение Христа неотделимы друг от друга в евангельском повествовании и в спасительном промысле Бога. В христианской вере Крест является выражением триумфа над силами тьмы» (128).

Есть еще одна особенность, характерная для традиционного восприятия Пасхи на Западе: там она утренний праздник, а не ночной, как на христианском Востоке. Оба подхода вполне законны: да, воскресение Христово произошло ночью – но узнали о нем только на заре. В древности и на Востоке, и на Западе наступление Пасхи происходило в ночь на воскресенье или даже вечером Святой Субботы. Это четко запечатлелось в богослужебных последованиях Навечерия Пасхи и в византийской, и римской литургической традиции. В византийском богослужении Вечерни, соединенной с Божественной литургией (и первоначально – с таинством Крещения), происходит переоблачение из черных риз в белые и звучит евангельское чтение о воскресении Христа: это уже наступление Пасхи. Но в ходе истории эта служба постепенно переместилась с вечера на утро субботы и перестала восприниматься верующими как пасхальная: Пасха начнется в полночь. На Западе происходит по сути то же самое. Вечернее богослужение Святой Субботы – первое пасхальное богослужение – с течением веков медленно переползает на субботнее утро и перестает быть пасхальным. Служба, во время которой впервые звучит «Аллилуия», не звучавшее на протяжении всего поста, во время которой впервые читается Евангелие о Христовом воскресении, в сознании верующих на Западе стала не первым богослужением Пасхи, а последним Великого поста. Но помимо него – как и на Востоке – было утреннее богослужение воскресенья, и оно не сместилось на полночь, а осталось на своем месте. Ночь Пасхи оказалась в Средние века вообще забыта. Пасха стала утренним праздником. Она начинала праздноваться ранним воскресным утром.

Мы говорили о том, что у многих католических народов сложились обычаи почитания Гроба Господня. И вот к нему в воскресенье утром, еще до наступления рассвета, совершался крестный ход. Там в соответствии с местными традициями происходило то или иное действо, зримо представлявшее верующим, что Христос воскрес. У некоторых народов эти традиции сохранились и по сей день, но о них чуть позже, потому что прежде необходимо вернуться к теме Пасхи как ночного праздника. Дело в том, что в новейшее время Пасхальная Ночь была возвращена в богослужение Латинской Церкви.

Еще в 1930-х годах некоторые французские литургисты обратили внимание на разительное несоответствие, о котором шла речь выше: служба Навечерия Пасхи, которая когда-то была самой главной в году, служится почему-то в субботу ранним утром, посещается только самыми благочестивыми старушками, да и клирики не воспринимают ее как сколь-нибудь значимую. В порядке эксперимента (с благословения местного священноначалия) решили попробовать совершать ее для узкого круга студентов-богословов в ее исконное время – в ночь с субботы на воскресенье. В таком варианте те весьма необычные обряды, которые составляли эту службу, вновь обрели свой исконный смысл. С годами эксперимент стал приобретать более широкую популярность, и в 1951 г. Папа Пий XII разрешил распространить его на всю Латинскую Церковь, а с 1956 г. – ввел пересмотренный чин Навечерия Пасхи в качестве нормы. Чуть позже II Ватиканский собор в соответствии с древней традицией признал Пасхальную Ночь вершиной литургического года. Тем не менее, в сознании верующих Пасха осталась в большей степени утренним, нежели ночным праздником. И хотя большинство активно практикующих католиков приходит в храмы на богослужение Навечерия Пасхи, на утренних мессах в день Светлого Христова Воскресения народу в храмах значительно больше: те, кто ходит в церковь всего раза два в году – на Рождество и на Пасху, – предпочтут по традиции прийти на Пасху утром, а не ночью.

Вернемся, однако, к Пасхальному Навечерию. Как уже говорилось, во время Страстной седмицы посредством богослужения верующие должны были живее ощутить, что на какое-то время князь тьмы торжествует зримую победу. В Великий четверг алтарные покровы были сняты с алтаря, и на нем перестала совершаться Евхаристия. Смолкли колокола и музыкальные инструменты. Не осталось освященной воды в кропильницах. И сам храм погружен в полутьму. Неисповедимое Божественное истощание как бы сопровождается опустошением святынь и истощанием природных стихий. Но Пасха – это новое творение во Христе. Сотворение мира Богом, как оно описывается в Книге Бытия, начинается с того, что Бог создает свет. В начале службы Навечерия Пасхи весь храм погружен во тьму. Но вот перед входом храма или в притворе зажигается и освящается новый огонь, от которого возжигается и большая пасхальная свеча (ее высота иногда превосходит человеческий рост); в момент ее благословения священник делает на ней из больших красных крупиц ладана изображение креста, а также закрепляет на ней цифры, знаменующие текущий год, и греческие буквы Альфа и Омега, символизирующие Христа – «Первого и Последнего». От пасхальной свечи огонь передается на свечи в руках верующих, и их мерцание озаряет тьму. Пасхальная свеча вносится в храм и звучит величественный древний напев Провозглашения Пасхи:

Да ликуют сонмы ангелов в небе,
да ликуют силы небесные
и да возвестит труба спасения
победу столь славного Царя!
… Это ночь,
когда, разрушив узы смерти,
Христос от ада взошел победителем.
… О воистину необходимый грех Адама,
который изглажен смертью Христа!
О счастливая вина,
заслужившая столь славного Искупителя.
О воистину блаженная ночь
та единственная, что удостоилась знать время и час,
когда Христос воскрес от ада!

Один за другим читаются фрагменты из Ветхого Завета. Поскольку воскресением Иисуса Христа из мертвых было начато обновление всего творения, первым читается самое начало Ветхого Завета – повествование Книги Бытия о создании Богом мира, еще не поврежденного грехопадением: именно продолжением этого первого творения станет новое творение, возрождение падшего мира во Христе. Затем следует чтение других ветхозаветных текстов, являющих духовному взору верующих серию прообразов искупительной жертвы Иисуса и пророчеств о новой жизни в Нем. А когда завершается цепочка ветхозаветных чтений, вновь начинают звонить смолкнувшие в Великий Четверг колокола, после чего звучит ликующая песнь хвалы «Аллилуйя» и читается евангельский рассказ о том, как ученики Христа обнаружили, что Его гроб пуст.

Затем следует Литургия Крещения. В последнее время Католическая Церковь настоятельно рекомендует крестить взрослых катехуменов именно в Пасхальную Ночь, как это было древней Церкви. Но вне зависимости от того, есть ли новокрещаемые, происходит освящение воды (еще одной стихии, наряду с огнем и светом). И если даже в данной общине крестить некого, все присутствующие вспоминают о своем крещении и торжественно обновляют свои крещальные обеты, после чего священник окропляет их освященной водой. Завершается же это ночное пасхальное богослужение Евхаристией.

А в сам день праздника она будет совершаться снова, и на мессе опять будет звучать Евангелие о Воскресении, предваряемое пасхальной секвенцией с ее удивительно светлым напевом и парадоксальными словами:

Жизнь и смерть в поединке несравненном сразились:
Царь жизни распятый жив и правит.

Как уже было отмечено, несмотря на восстановление богослужения Пасхальной Ночи, Пасха продолжает оставаться у народов Запада утренним праздником. И в тех странах, где сильны были обычаи встречи праздника крестным ходом, процессии, как ни стараются соединить их с ночным богослужением, всё же большей частью совершаются на заре. Очень любима эта традиция в Польше. Народ со свечами и хоругвями идет ко Гробу Господню, но в нем уже нет находившегося там изображения погребенного Христа. В некоторых местах существует обычай «стеречь» Гроб с вечера Страстной пятницы до этого момента. Функцию «стражи» могут выполнять, к примеру, гвардейцы или члены добровольной пожарной дружины. Периодически происходит смена караула. Во время пасхального крестного хода, когда священник провозглашает весть о воскресении Христа, «стражи» падают ниц. После посещения Гроба Господня верующие, неся изображение воскресшего Иисуса, обходят храм троекратно, символически знаменуя Его трехдневное воскресение.

В тех странах, где распространены традиции уличных процессий Страстной седмицы, Воскресение Христово разыгрывается в виде действа с использованием огромных фигур Иисуса и Девы Марии, а иногда и других евангельских персонажей. Здесь главным моментом оказывается встреча воскресшего Христа с Богородицей.

С древности важной составляющей празднования Светлого Христова Воскресения было разговение. У западных христиан посты всегда отличались большей мягкостью, чем у восточных, а в последние века и вовсе были постепенно были сведены к минимуму. Тем не менее, обычаи праздничной трапезы по-прежнему сохраняют у некоторых народов Запада свое значение. О некогда имевшем место разговении напоминают сохранившиеся обряды освящения пищи, которая когда-то была запрещена во время поста (мяса, яиц и молочных продуктов), совершаемого накануне или в сам день Пасхи. На фоне скоромных продуктов исключением оказывается пасхальный хлеб, обычаи освящения которого известны у многих народов. Это – помимо распространенных в Восточной Европе куличей и сдобных баб – пасхальный хлеб в форме агнца, типичный для некоторых стран Центральной и Южной Европы. Но, конечно, среди всех традиционных пасхальных брашен особое место принадлежит ярко раскрашенному яйцу. Это универсальный символ зарождающейся жизни, но для христиан образ замкнутой скорлупы, из которой может пробиться на свет живое существо, стал тем более символом жизни, восстающей из гроба. Из языческих обрядов, связанных с весенними празднованиями плодородия и возрождения природы, яйцо органично вошло в христианский обиход в контексте празднования Воскресения Христова. Но у западных христиан к этому добавлялась еще одна коннотация: дело в том, что Христос, как это ни странно может показаться, ассоциировался с курицей. Слова Иисуса, обращенные к Иерусалиму: «сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья» (Мф 23:37), – в латинском тексте Евангелия имели небольшое отличие: «как курица собирает цыплят своих» (quemadmodum gallina congregat pullos suos). Возможно, отсюда происходят и те цыплятки, изображения которых столь часто встречаются в западной народной культуре в связи с Пасхой.

Очевидно, что многие пасхальные обычаи и используемые в них образы были заимствованы из весенних языческих празднований, связанных с культом плодородия. К числу таких образов относится кролик, ставший в странах Запада своего рода символом Пасхи (маленьким детям говорят, что именно кролик приносит пасхальные яйца). Будучи животным, способным к весьма интенсивному размножению, кролик на мифопоэтическом уровне ассоциировался с плодородием, ввиду чего занял исключительное место в весенних культах у народов Западной Европы. Кроликами была запряжена колесница германской богини весны и плодородия Остары, чье имя напрямую связано с тем языческим праздником, название которого досталось христианской Пасхе в английском и немецком языках: Easter, Ostern. Но ведь и еврейское название Пасхи, воспринятое христианами для обозначения дарованного Христом искупления и праздника в его память, тоже, как считают некоторые ученые, было названием пастушеского весеннего праздника еще задолго до исхода Израиля из Египта. Христианское празднование Пасхи у самых разных народов естественным образом вбирало в себя из языческих весенних культов то, что связано с жизнью, и старые символы приобретали новый смысл в свете вести о Воскресении. Подобно тому, как умерщвленная мраком и холодом зимы природа начинает весной новую жизнь, и Сам «Царь жизни распятый жив и правит».

Благовест-инфо

Видеоприложения

На сетевом сервисе YouTube обнаруживаются многочисленные видеоматериалы, запечатлевшие фрагменты различных богослужений и народных обрядов Страстной седмицы и Пасхи в разных странах. В большинстве своем это плоды любительских съемок, не отличающиеся хорошим техническим качеством, однако некоторые из них, несмотря на несовершенства, вполне достойны внимания.


Освящение пасхальной пищи в польском приходе.
http://www.youtube.com/watch?v=7OGI_DSoZcs

Освящение пасхальной пищи в Святую субботу в сельском храме (с. Пашкувка, юг Польши)
http://www.youtube.com/watch?v=Y1Syz58UxHA

Освящение пасхальной пищи в приходе села Негловице (Подкарпатское воеводство, Польша). Примечательно, что священник предваряет обряд освящения беседой о духовном смысле происходящего.
http://www.youtube.com/watch?v=-BFTVfDJMz4

«Смена караула» у Гроба Господня в храме села Кжелькув (Нижнесилезское воеводство, Польша). С вечера Страстной субботы до пасхального крестного хода у Гроба Господня в храме дежурит «стража», и «часовые» периодически меняются. На этом видео представлено несколько моментов «смены караула».
http://www.youtube.com/watch?v=lWElYgIdKLg

Освящение огня и пасхальной свечи в одном из католических приходов шт. Техас. По традиции обряд совершается перед входом в храм. Освящается зажженный ранее огонь, затем происходит освящение пасхальной свечи, и от нее будут зажжены свечи в руках верующих, которые с ними войдут в храм, где пока еще совершенно темно. Можно видеть, что от того же огня предстоятель возжигает и кадильные угли. Входя с пасхальной свечой в храм, несущий ее клирик возглашает «Христос – наш свет».
http://www.youtube.com/watch?v=tNsqKAxJgy4

Gloria (Великое славословие) на мессе Навечерия Пасхи в венском соборе св. Стефана. Именно в этот момент по традиции в богослужение возвращается звучание органа и других музыкальных инструментов, смолкнувших в Великий четверг, а также вновь начинают звонить колокола и алтарные колокольчики. Звучит Gloria из «Немецкой мессы» Франца Шуберта. Предстоятельствует кардинал Христоф Шёнборн. (Из телетрансляции).
http://www.youtube.com/watch?v=b5eKLigpxqU

Gloria на мессе Навечерия Пасхи в Кёльнском кафедральном соборе. (Из телетрансляции).
http://www.youtube.com/watch?v=V51H4Go7G8g

Пасхальный крестный ход (Кальваря-Зебжидовска, Польша). Процессия, идущая ранним утром ко Гробу Господню в одной из самых известных старых кальварий на юге Польши.
http://www.youtube.com/watch?v=uK-tusc28i0

Кульминационный момент крестного хода ко Гробу Господню в храме села Стара Весь (Прикарпатское воеводство, Польша). У пустого Гроба священник, держащий дароносицу, возглашает весть о воскресении Христа. «Воины», стерегущие Гроб, в изумлении падают ниц.
http://www.youtube.com/watch?v=3fkAy6rs30U

Тот же момент в другом польском храме. Разница – в количестве и внешнем облике «воинов».
http://www.youtube.com/watch?v=jHxzeJbmBEk

Встреча воскресшего Христа и Богородицы: пасхальное утро в Трое (Апулия, Италия). Сцена разыгрывается на одной из площадей итальянского городка посредством процессиональных фигур Иисуса и Девы Марии. Христос встречает Свою Матерь, кланяется Ей и припадает к Ее ногам.
http://www.youtube.com/watch?v=W6k49u87IN0

Встреча воскресшего Христа и Богородицы: пасхальное утро, город Пратола Пелинья (область Абруццо, Италия). Здесь Дева Мария бежит навстречу Христу.
http://www.youtube.com/watch?v=U0eOouiVZZ4

Встреча воскресшего Христа и Богородицы: пасхальное утро, селение Арагона (Сицилия, Италия). Еще один из возможных вариантов.
http://www.youtube.com/watch?v=ZjNllLkFrpA

Сицилийская пасхальная процессия в одном из фильмов Франко Дзеффирелли.
Это фрагмент его экранизации знаменитой оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь», действие которой происходит в день Пасхи в одном из сел Сицилии. В начале оперы есть сцена, когда пасхальным утром перед мессой совершается праздничная процессия. Дзеффирелли со свойственным ему скрупулезным вниманием к мельчайшим деталям воспроизводит мощную процессию, типичную для некоторых сицилийских городов, делая местом действия не село, а небольшой сицилийский городок. Фигуры, несомые во время процессии, последовательно повествуют об истории Страстей, завершающейся Воскресением. (В роли Санты – Елена Образцова, дирижировал Джеймс Левайн, 1981 г.)
http://www.youtube.com/watch?v=0FLbTIzHD9A

Та же сцена в другой постановке.
Здесь всё много скромнее, и обстановка действительно сельская. Изображается встреча воскресшего Христа с Богоматерью, которая приходит ко Гробу в черном трауре, а затем совлекает его. Это из экранизации «Сельской чести» 1968 г., осуществленной по замыслу Герберта фон Караяна (он же и дирижировал) шведским режиссером Оке Фальком, с Фьоренцей Косотто, Анной ди Стазио и Джанжакомо Гуэльфи.
http://www.youtube.com/watch?v=Gl212bW1f1U


Категория: Мои статьи | Добавил: otezVladimir (17.05.2011)
Просмотров: 541 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Икона Дня
ПравославКалендарь
Друзья сайта
  • Руська православна Церква
  • Православие в Украине
  • Сербская Православная Церковь
  • Молдавская Православная Церковь
  • Грузинская Православная Церковь
  • Киевская Русь
  • Православие и мир
  • Реригия в Украине
  • Православние интернет курсы
  • Православная Енциклопедия
  • ПРАВОСЛАВИЕ.РУ
  • ORTODOSSIA ITALIA
  • Венеция. Православная Церковь
  • БИБЛИЯ. Електронная версия
  • Copyright MyCorp © 2016 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz