Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
О Причащении митрополит Иларион
Необходим ли трехдневный пост перед причастием, если человек причащается еженедельно? Митрополит Иларион ответил: "Правило трехдневного поста перед причастием ни в каких канонах и уставах Церкви просто не существует. Есть традиция, которая сложилась в Синодальную эпоху, когда люди причащались очень редко. Тогда бывали разные сроки поста: три дня, неделя, например. Сегодня для человека, который живет полноценной церковной жизнью, особенно если он исполняет установленные церковью посты (а их, вы знаете, в нашем календаре достаточно много), нет необходимости налагать на желающего часто причащаться еще какие-то дополнительные посты". При этом он добавил, что этот вопрос каждый верующий должен решать со своим духовником.
С духовником же необходимо обсудить вопрос и об исповеди перед причастием, отметил глава ОВЦС МП и, со своей стороны, дал разъяснения. По его словам, в настоящее время в РПЦ "парадигмы бывают разные: бывает общая исповедь, хотя это, конечно не норма, исповедь должна быть частной". Однако в современных условиях вопрос о соотношении исповеди и евхаристии – "не очень простой". Многие воспринимают исповедь как своего рода "билет на причастие" , вспомнил митрополит Илларион выражение известного богослова о.Александра Шмемана. В результате утром в воскресенье можно увидеть в храме странную картину: "Те, кто не причащается, приходят и стоят за литургией в центральной части храма, а те, кто хочет причаститься, всю службу простаивают в боковом приделе, где происходит исповедь, и в лучшем случае только к моменту выноса чаши освобождаются от этого стояния в очереди". Лектор уверен, что эту "аномалию" необходимо устранять на каждом приходе "имеющимися в арсенале священника средствами".
Митрополит отметил, что причастие тесно связано с исповедью именно в РПЦ, в других поместных Церквах такой традиции нет. "Например, в греческих церквях люди, как правило, причащаются без исповеди, а исповедь превратилась в довольно редкое явление". Но исповедь важна не только для того, чтобы человек был допущен к причастию, продолжил архиерей. "Исповедь важна просто для того, чтобы человек осознал свои грехи, произвел некоторый анализ перед лицом Бога и перед лицом священника. Исповедь сама по себе оказывает на него определенное преображающее воздействие. Но исповедь не соединяет человека со Христом так, как это происходит в евхаристии – "таинстве таинств".
Вместе с тем, выступавший подчеркнул, что все таинства Церкви связаны между собой, их нельзя "искусственно противопоставлять". В качестве характерного примера было приведено распространенное отношение к таинству соборования: "Например, некоторые люди думают, что нужно обязательно раз в год пособороваться, даже если вы ничем не больны, потому что в таинстве соборования прощаются забытые грехи. А некоторые даже думают, что таинство соборования "восполняет" таинство исповеди. А такого нет! Если человек исповедовался от всего сердца… то, как мне кажется, ему прощаются все грехи, и священник в разрешительной молитве именно об этом говорит. В этом заключается целительная и спасительная сила таинства исповеди. Но исповедь не может заменить собой евхаристию, так же как евхаристия, будучи таинством таинств и средоточием церковной жизни христианина, не отменяет другие таинства", - резюмировал председатель ОВЦС МП.
Его спросили также о том, насколько правомерно и душеполезно налагать на мирян в качестве епитимьи недопущение к причастию. "Это возможно в том случае, если священник уверен, что такое наказание принесет плод и, в конечном итоге, приблизит человека к Богу, а не отдалит. А сейчас часто бывает, что человек в результате такого запрета оказывается перед необходимостью отойти от Церкви", — считает митрополит Иларион.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: otezVladimir (24.11.2011)
|
Просмотров: 896
| Рейтинг: 1.0/1 |
|
|