Крестовоздвиженский православный приход РПЦ МП г.Удине Италия  
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [66]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 124
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Почему, достигнув успеха, мы все так же несчастны?
Почему люди, достигнув намеченных целей, продолжают оставаться несчастными?

– Общаясь с людьми, да и просто наблюдая за тем, что происходит вокруг, создается впечатление, что мы живем в обществе, состоящем из недовольных или неудовлетворенных людей. Действительно ли это так?



– Действительно, сегодня мы часто сталкивается с тем, что люди неудовлетворенны своей жизнью. Можно сказать, что неудовлетворенность стала общим фоном жизни современного общества. Но прежде чем начать говорить о причинах этой проблемы, важно ответить на вопрос – а что могло бы удовлетворить современного человека? Кажется, что ответ очевиден – человека удовлетворит достижение его целей, исполнение его желаний. И мы видим, что люди изо всех сил пытаются удовлетворить свои желания, при этом достаточно четко формулируя их. Человек может говорить, что он хочет купить машину, сделать карьеру или вступить в брак. Но в тоже время перед нашими глазами масса примеров, когда люди, достигнув всего этого, продолжают оставаться неудовлетворенными.

Например, девушка, которая долго мечтала выйти замуж и родить ребенка, наконец, добивается желанного брака. Однако уже через несколько месяцев жалуется, что семейная жизнь ее не устраивает, и она хочет вернуться на работу. То есть она была неудовлетворена жизнью до замужества, и точно так же остается неудовлетворенной, выйдя замуж.



Такую же ситуацию мы можем наблюдать и у людей, которые добились успешной карьеры. Казалось бы «я добился престижной должности и хорошо зарабатываю», но почему-то «мне регулярно хочется напиться или "оторваться”», т.е. поскорее убежать от этой «прекрасной» действительности и своей карьеры. И такой уход от жизни человека вполне устраивает.

То есть мы видим, что достигнув цели, которую человек сам себе поставил, он остается несчастным. На лицо ситуация «сам не знаю, что меня удовлетворит». Хотя зачастую человек уверен, что вроде бы хорошо знает себя и свои потребности. Он вроде бы может себя четко описать. Я подчеркиваю – вроде бы.

Ведь часто, зная себя, человек не может управлять своим состоянием – не может объяснить, почему он раздражается, грустит, любит или ненавидит. Почему, достигнув такой желанной цели, чувствует себя неудовлетворенным? В таких случаях мы говорим, что субъект мышления оторван от субъекта бытия. То есть, наша жизнь не подтверждает того, что мы сами о себе мыслим.
Наши желания очень глубоки, а понимаем мы их очень поверхностно

– В чем причина такого состояния?



– Основная причина в том, что человек не осознает свои истинные желания. Наши желания очень глубоки, а понимаем мы их очень поверхностно. Например, за таким естественным, на первый взгляд, для девушки желанием выйти замуж, могут скрываться совсем другие мотивы.

Однажды я попросила, одну из своих клиенток, мечтавшей о замужестве, представить, что произойдет, после того, как она выйдет замуж. Оказалось, что она фантазирует о том, как после свадьбы выйдет в общество со своим супругом, и все будут с восхищением смотреть на то, какой красивый и умный у нее муж.



«И что с Вами будет происходить?» – спросила я ее. «Меня все будут уважать, и я сама себя тоже буду уважать», – ответила девушка. «А сейчас Вы себя уважаете?» – «Нет».

Оказывается, у одних желание выйти замуж может быть связано с желанием самоуважения, у других – с желанием почувствовать безопасность. И так происходит с любым желанием. Например, стремление к карьерному росту может быть продиктовано потребностью почувствовать себя ценным и нужным. Это вовсе не значит, что нужно отказаться от реализации этого желания на работе. Но нужно четко отдавать отчет в своем желании. Иначе я могу не выдержать, если кто-то из сослуживцев покажет мне, что я не ценный и ненужный. Точно также, выйдя замуж, можно столкнуться с болезнью ребенка, которая может разбить надежду найти в замужестве безопасность.
Как бы наивно это не звучало, но чувство свободы не всегда зависит от наличия квартиры

– Есть ли выход из такой ситуации?



– Прежде всего, нужно задать самому себе вопрос: почему я понимаю свои желания именно так, а не иначе. Почему я думаю, что мне нужно купить машину, сделать карьеру или выйти замуж? Почему я думаю, что хочу этого?

Оказывается, самый распространенный ответ на этот вопрос – потому что так делают другие или так принято. То есть, культура учит нас, что нам нужно хотеть, часто связывая это еще с каким-то бонусом. Например, человеку внушается, что ему необходимо купить квартиру, потому что это сделает его свободным и независимым. Хотя, как бы наивно это не звучало, чувство свободы не всегда зависит от наличия квартиры. Более того, иногда ее наличие делает человека зависимым.

В связи с этим я вспоминаю анекдот про туземца, который лежит на берегу океана под пальмой и ест банан. К нему приходит американский бизнесмен и укоряет в том, что тот бездельничает, хотя мог бы собрать бананы, продать их, заработать много денег, купить себе виллу на берегу океана и, в итоге, лежать под пальмой и есть бананы. На что туземец ответил, что он и так это делает, но безо всякой лишней суеты.



Я сейчас не призываю не иметь квартиру, не работать или не вступать в брак. Я лишь предлагаю понимать свои истинные желания. Это необходимо для того, чтобы уметь выдерживать проблемы, связанные с созданием семьи, покупкой квартиры, продвижениями по службе и радоваться достигнутым результатам.
В христианстве наши желания начинают дозревать до духовных вершин. Но дозреть они могут лишь при условии их понимания

– Вы много говорите о понимании своих желаний. Однако в православной среде бытует мнение, что понимать свои желания – верх эгоизма. Насколько оправданно такое мнение?



– Это очень наивное представление. Во-первых, давайте вспомним евангельскую притчу о жемчужине как символе Царства Небесного. Из притчи мы узнаем, что жемчужина стала желанной. То есть, Царство Небесное нужно возжелать. А это очень серьезное, «зрелое» желание. Это значит, что в христианстве наши желания начинают дозревать до духовных вершин. Но дозреть они могут лишь при условии их понимания.

Ведь понять свое желание и исполнить его – две разные вещи. Если мы отдаем себе отчет в том, что наше желание греховно, противоречит нашим нравственным представлениям, то в нашей воле отказаться от его исполнения.

В любом случае, понимание своих истинных мотивов дает нам представление о нашем душевном состоянии. Иначе я, думая, что готов положить душу за ближних, могу и не заметить, как начну жертвовать собой, оказываясь при этом в центре всеобщего восхищения. Хотя при отсутствии подобной реакции окружающих, рвение жертвовать собой может резко утихнуть. Да и как иначе – если под готовностью отдать душу за ближнего скрывалось, на самом деле, желание быть в центре всеобщего восхищения.

Другими словами, понимание себя помогает нам разглядеть бревна в своем глазу. И тогда лицезрение этого «леса», просто не позволит нам заглядываться на чужие сучки и задоринки.



С чувствами мы разобрались. А как быть со своими достоинствами? Ведь нередко мы стесняемся заявить о том, что умеем что-то делать хорошо, признать у себя наличие какого-либо таланта, считая это неприличным и чуть ли не признаком гордыни.

Ну, во-первых, никто не говорит, что видеть нужно исключительно лишь свои достоинства. Видеть нужно правду. А правда состоит в том, что у каждого из нас, помимо достоинств, также есть и немощи, которые важно понимать.



Во-вторых, я бы хотела напомнить евангельскую притчу о талантах, которые каждый из нас призван приумножать. Но как можно исполнить эту заповедь без понимания, что эти таланты у меня есть? В святоотеческом толковании, кстати, таланты – это не только красивый голос и стройный слог. Это также умение помогать, слушать, сопереживать и т.д.

В-третьих, понимая свои достоинства, не стоит забывать, что сформировались они благодаря Богу, родителям, близким. И тогда рождается осознание, что нам есть за что благодарить и Создателя, и родителей.
Несоответствие образу успешного счастливчика — унижает нас в глазах современного общества

– Вы говорите, что культура учит нас тому, что нам нужно хотеть. Другими словами, многие наши желания нам навязываются извне. Опишите эту современную культуру, какие требования она диктует человеку?

– Современная культура очень нарциссична и угрожающе агрессивно настроена по отношению к личности. Нам достаточно жестко навязывается идеал очень богатого, счастливого, умного человека. Нам говорят, что нужно быть успешным во всех областях жизни, и, более того, всячески демонстрировать эту успешность. Если же ты не таков, то, значит, ты – ленивый, глупый, необразованный и т.д.



Однако важно понимать, что соответствовать всем нормам, которые диктует культура, нереально. Раньше человек воспитывался с идеей того, что невозможно быть лучшим во всех областях жизни и всегда получать лишь признание. То есть, культура давала человеку возможность уважать себя в той социальной и культурной позиции, где он находился.

Сегодня у человека нет возможности переносить свое несоответствие. Оно воспринимается как унижающий фактор. В результате, неумение критически воспринимать требования культуры и выстраивать к ним свое отношение, может привести к депрессии – состоянию, которые мы описываем как «нет сил жить» (когда человек не ощущает свои желания, любовь, радость в жизни).

Связано это состояние, в первую очередь, с чувством маленького «Я». «Я», который не такой, как нужно, который не соответствует. В таком состоянии человек чувствует агрессию по отношению к себе. Другими словами, свою агрессию он направляет не на то, чтобы что-то менять в своей жизни и двигаться вперед, а на то, чтобы себя беспочвенно обвинять или ненавидеть за несоответствие навязываемым ему нормам.
Человек должен сам решить, что для него важнее – работать с утра до вечера, но обеспечить своему ребенку дорогих нянек, или же самому играть со своими детьми, зарабатывая меньше

– Как можно противостоять такому «культурному диктату»? И можно ли это сделать своими силами, без помощи психотерапевта?



– Если мы говорим о депрессии, то вполне вероятно, что человеку потребуется помощь психотерапевта, а иногда даже и психиатра. Если же человек решил справляться своими силами, то, в первую очередь, он должен научиться не принимать требования культуры буквально, без осознания и размышления.

Во-вторых, если есть такая возможность, то постараться понять, почему же мне так важно соответствовать этим требованиям. То есть, мы снова возвращаемся к тому, что нужно понимать свое истинное желание.

И, конечно, важно развивать в себе возможность быть несоответствующим. Например, человеку навязывается мнение, что ему необходимо перейти на более высокооплачиваемую работу (ведь так делают другие, а, значит, это правильно). Однако нередко при хорошей должности и высоких доходах человек может не иметь личной жизни, семьи и т.д. Или же, имея семью, не может уделять ей достаточно времени. В таком случае, человек должен сам решить, что для него важнее – работать с утра до вечера, но обеспечить своему ребенку дорогих нянек и репетиторов, или же самому играть со своими детьми в футбол, помогать делать уроки, но при этом зарабатывать меньше. Таким образом, человек сам может выбирать приоритеты.



– Нет ли здесь опасности попасть в другую ловушку – стать асоциальным элементом, эдаким вечным борцом против культуры? Ведь нередко можно встретить людей, для которых война с культурой стала, если не смыслом жизни, то уж точно источником вдохновения – они рьяно критикуют общество потребления, эпатирующее ведут себя, демонстративно небрежно одеваются и т.д.



– Да, такая опасность есть. То, о чем Вы говорите, связано с так называемым черно-белым мышлением. В таком случае для человека существует только две позиции: или – или. Если культура требует быть чистым, ухоженным и хорошо пахнуть, то, соответственно, не идти на поводу у норм культуры – означает быть грязным, с нестрижеными ногтями и пахнуть плохо. Но это – крайности.

Я повторюсь: у человека есть выбор. Поэтому я сам могу выбирать, пахнуть мне очень дорогим одеколоном – или не очень, одеваться в самых модных бутиках – или в магазинах попроще. Человеку часто не достаточно просто чем-то пользоваться – ему нужно пользоваться самым лучшим. И в погоне за самым лучшим человек, в итоге, себя надрывает.
Люди приходят в Церковь в надежде обрести Бога, Который любит нас, несмотря на то, что каждый из нас не идеален – не самый умный, не самый красивый, не может заработать на квартиру

– Часто люди в поисках душевного равновесия или альтернативы сегодняшней культуре приходят в храм. Находят ли они желаемое? Что Церковь может предложить современному человеку?

– Действительно, человек приходит в храм, зачастую уже испытав неприятие среды и какие-то внутренние терзания. Ему хочется быть принятым, несмотря на то, что он не может достичь чего-то, не может соответствовать установленным нормам.



Человек приходит в Церковь в надежде обрести Бога, Который любит каждого, несмотря на то, что каждый из нас не идеален – не самый умный, не самый красивый, не может заработать на квартиру и т.д.

У человека появляется осознание, что его любят даже несовершенным. И это для человека важно. Спаситель говорил, что пришел к тем, кто нуждается в утешении: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

И действительно, многие люди говорят о том, что в Церкви переживают эту встречу с Божественной любовью и благодатью. Человек осознает, что его существование зависит не только от общества, требующего сиюминутной идеальности, что существование – гораздо глубже, ценнее и осмысленнее, чем то, что предлагает современная культура.



– Можно ли из Ваших слов сделать заключение, что церковная жизнь сама по себе несет некий психотерапевтический эффект? Ведь цель жизни в Церкви – встреча с живым, «личностным» Богом. Но личность, в данном случае Божественная Личность, может иметь отношения только с другой личностью, «подобной» себе – с той, которая «по образу и подобию». То есть, от человека требуется раскрыть в себе эту личность. А это значит, прежде всего, увидеть себя таким, каков я есть на самом деле. И, в том числе, понять свои истинные желания и слабости.



– Да. Об этом много размышлял митрополит Антоний Сурожский: «Остаться с самим собой… Быть перед лицом себя самого: без прикрас, без защиты… Больше всего нам мешает стать перед самим собой именно этот страх: что я увижу, если откроются мои глаза? Что я увижу, если снимется завеса?» Ну, конечно, я не увижу себя ни супер-героем, ни замечательной матерью, ни даже «просто хорошим человеком». А увижу я свои немощи и болезни.

Первое, что формируется в процессе психотерапии – это умение выдерживать фрустрацию, то есть узнавать о себе не самые приятные вещи и, как сказал один молодой человек, «не падать от увиденного в обморок». И если мы находим в себе силы побыть наедине с собой и узнать поближе свои немощи, то в нашей жизни начинают случаться встречи. Встречи с Создателем, встречи с другими – и мы начинаем чувствовать жизнь в тех глубинах своей личности, которые ранее просто спали. Что это, как не воскресение?
Категория: Мои статьи | Добавил: padreudine (27.12.2012)
Просмотров: 1834 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Партнерки  
0
http://partnerkas.ru/chosting/partnerskaya-programma-ot-spaceweb.html - Партнерка хостинга
http://partnerkas.ru/partkurs/kak-izbavitsya-ot-tselliulita.html - Как избавиться от целлюлита
http://partnerkas.ru/internet-magazini/partnerskaya-programma-internet-magazin.html - Партнерская программа интернет магазина
http://partnerkas.ru/fayloobmenniki/zarabotok-s-fayloobmennikom-filesonic.html - Заработок с файлообменником Filesonic
http://partnerkas.ru/forex-partnerki.html - Партнерки Форекс

1 Книги  
0
http://muzka.net - читать романы любовные
http://muzka.net - космический боевик книги
http://muzka.net - триллеры лучшие психологические
http://muzka.net - библиотека детективов
http://muzka.net - читать фантастика

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Икона Дня
ПравославКалендарь
Друзья сайта
  • Руська православна Церква
  • Православие в Украине
  • Сербская Православная Церковь
  • Молдавская Православная Церковь
  • Грузинская Православная Церковь
  • Киевская Русь
  • Православие и мир
  • Реригия в Украине
  • Православние интернет курсы
  • Православная Енциклопедия
  • ПРАВОСЛАВИЕ.РУ
  • ORTODOSSIA ITALIA
  • Венеция. Православная Церковь
  • БИБЛИЯ. Електронная версия
  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz